Мы работаем: ежедневно
с 10:00 до 22:00

Умное КАСКО все активнее конкурирует с традиционным

На отечественном рынке добровольного автомобильного страхования происходят значительные изменения. Всего чуть более года назад страховые фирмы предложили автомобилистам вместо стандартного каско новую программу - каско с телематикой. И сегодня оно все успешнее начинает конкурировать с традиционным вариантом. Попробуем разобраться, почему такое происходит.

Статистика продаж продукта «умное каско» у фирм существенно разнится. Страховые, наиболее успешно начавшие продвигать телематику, намерены совсем отказаться от классических договоров каско.

Автокаско с телематикой, то есть когда небольшое спецустройство устанавливается в машину, чтобы считывать качество и стиль вождения человека, на страховом рынке России предлагают только 6 компаний: «АльфаСтрахование», «Новое страхование», «Интач Страхование», «Уралсиб», «Ингосстрах» и «Либерти Страхование». Некоторые из них летом 2014-го одновременно стали продавать российским автовладельцам страховую телематику, другие страховщики вышли с данным продуктом на рынок немного позднее.

С момента запуска программы до 1 июля сего года компания «Новое страхование» сумела реализовать 8000 договоров каско с телематикой. «Мы фиксируем очень существенное увеличение продаж этого продукта. Если взглянуть на статистику по нашей фирме, в 1 квартале доля «умного каско» составила 53% от всех сборов по каско, а во 2 квартале - уже 77%, а в июне – целых 90%», - рассказывает Денис Гаврилов, гендиректор страховщика.

«На сегодня число договоров, заключенных по нашему продукту, идет на сотни», - говорит Кирилл Варламов, глава департамента развития и аналитики СК «АльфаСтрахование», отмечая, что фирма начала продавать каско с телематикой в 25 городах России лишь в ноябре.

В компании «Либерти» с февраля 2015-го до настоящего момента к телематике удалось привлечь примерно 5% от всего объема подписанных договоров каско, это тоже составило несколько сотен клиентов. В СК «Уралсиб» отказались сказать статистику продаж, «Интач Страхование» тоже не предоставило результаты пилотной программы.

Виталий Княгиничев, глава департамента розничного бизнеса «Ингосстраха», отмечает, что сегмент страховой телематики в РФ только зарождается. Количество автомобилей, которые оснащены мониторинговыми приборами, оценивается в несколько десятков тысяч штук. «Поэтому на сегодняшний день доля полисов «умного страхования» в стране крайне незначительна и не дотягивает до 0,1%», - комментирует эксперт.

По словам господина Гаврилова, проект еще очень молодой для российского рынка страхования, однако уже сегодня отмечаются явные плюсы как для клиентов (подобное каско дешевле обычного договора на 10% и более), так и для самих страховщиков – упрощается процесс урегулирования ДТП, уменьшается уровень мошенничества. Кроме того, убыточность по телематике меньше на 30%, чем по классическому каско без использования телематики. «Но частота заявлений убытков одинаковая, что дает нам возможность прийти к выводу, что установка телематики и заинтересованность в сохранении высоких баллов за аккуратное вождение - все это дисциплинирует автомобилиста, стимулирует соблюдение скоростного режима и ПДД», - объясняет господин Гаврилов.

По данным «Либерти Страхования», частота страховых случаев в сфере договоров с телематикой, наоборот, ниже на 54%, нежели в общем по такому же портфелю каско.

«Число предложений телематических программ на рынке увеличивается и будет продолжать расти», - уверен господин Варламов. Аналогичное мнение и у господина Княгиничева. По его данным, в настоящее время наблюдается рост спроса на программы со страховой телематикой. «Автострахование движется в сторону грамотного применения полиса каско, при котором владелец машины покупает его не для ремонта, а чтобы защититься от серьезных рисков», - полагает эксперт.

«Последующее развитие данной сферы будет во многом определяться качеством телематического сервиса: уровнем удобства мобильных приложений, надежностью оборудования, степенью адекватности применяемых скоринговых моделей и их уровнем адаптированности к условиям эксплуатации машин на территории России», - говорит Антон Рюмин, возглавляющий департамент автотранспортного андеррайтинга фирмы «Либерти Страхование».

По прошествии года с начала пилотного проекта к работе коллег-первопроходцев в секторе страховой телематики стали присматриваться и другие российские страховщики. По некоторым данным, каско с телематикой в ближайшее время могут внедрить компании «Альянс» и «Ренессанс страхование». В «Альянсе» рассказали, что Allianz предлагает «умное каско», но пока на рынках иных государств, к примеру, в Италии. «В РФ это пока не планируется», - заявили в пресс-службе.

Наталья Карпова, работающая исполнительным вице-президентом СГ «Ренессанс страхование», рассказала, что в фирме уже завершилась работа над стратегией по развитию мобильных приложений, так что продукты с телематикой – дело самого ближайшего будущего. «Тем, кто не имеет на сегодняшний день таких наработок, будет нелегко оставаться конкурентными», - считает она.

Пока одни страховые рассматривают возможность вывода на рынок программ с телематикой, другие говорят о скором намерении свернуть продажи традиционных полисов каско. Господин Гаврилов рассказал, что в настоящий момент фирма параллельно реализует оба продукта - традиционное и «умное» каско, однако уже с 4 квартала компания собирается продавать исключительно каско с телематикой. «Мы хотим полностью заместить продажи классического каско «умным каско» уже в ближайшие месяцы», - говорит он.

По его мнению, в масштабах всего страхового рынка страны полное замещение классического каско телематикой займет не меньше 5 лет и завершится успехом лишь в случае запуска российской системы экстренного реагирования при ДТП, основанной на евростандарте eCall/E112, «ЭРА-Глонасс», а также создания законодательной базы и формирования судебной практики.

«Российский рынок имеет огромный потенциал: эксперты считают, что к 2020-ому продуктами страховой телематики в РФ будут пользоваться свыше 5000000 автовладельцев», - резюмирует господин Княгиничев.